Медийные компании будут отбирать выручку у копипейстеров

Американский Институт Прессы (American Press Institute) выпустил отчет под названием «План Действий для Газетной Индустрии» (Newspaper Economic Action Plan). В отчете представлен алгоритм спасения медийных компаний, выручка которых базируется на дистрибуции газет и продаже в них рекламы. Основной упор в отчете сделан на необходимость перехода бизнес-модели веб-сайтов газет от продажи рекламы в сторону продажи контента пользователям. Это очевидный тренд, про который и так всем понятно. А вот часть, касающаяся защиты авторских прав при републикации материалов, я считаю очень интересной. Ниже представлен мой вольный перевод соответствующей выдержки из отчета NEAP.

Группа издателей и стартап из Кремниевой Долины знают, как помирить медийные компании и веб-сайты, ворующие у этих компаний контент. В группу, известную как Консорциум Честного Распространения (Fair Syndication Consortium), входит агентство Reuters и онлайн-издатели типа Politico. Цель группы – добиться от рекламных сетей доли в выручке, которую получают от продажи рекламы сайты, размещающие полные копии материалов с нарушением авторских прав. Компании типа Google, Yahoo и Microsoft, а также ряд специализированных игроков на рекламном рынке обеспечивают работу рекламных сетей, аккумулирующих большую часть выручки от продажи онлайн-рекламы.

Медийные компании будут отбирать выручку у копипейстеров

Реализацией данной программы займется компания Attributor, которая владеет технологией отслеживания копий текстовых материалов и видео-роликов в Интернете. Клиенты, среди которых Associated Press и Financial Times, и раньше часто пользовались услугами компании, чтобы находить факты незаконного копирования оригинальных материалов и требовать их удаления с сайтов-нарушителей. Теперь же Attributor надеется, что с помощью своей технологии поможет издателям монетизировать контент, распространяющийся в Интернете. Компания будет помогать владельцам контента получать выручку с каждой копии оригинальных материалов.

Информагентство Associated Press, которое использует свои методы для борьбы с незаконным копированием своего контента, не стало вступать в консорциум, но при этом руководит усилиями новостной индустрии по запуску системы отслеживания онлайн-контента и разработке целевых поисковых страниц, агрегирующих контент по определенным темам. В настоящий момент Associated Press помечает большую часть газетного контента в США специальными тегами. С помощью этих тегов можно отслеживать распространение в Интернете текстов и даже заголовков материалов.

Стратегия поддержания авторского правопорядка не относится к лицензионному контенту, который Associated Press и другие издатели продают новостным агрегаторам и поисковикам. «То о чем мы здесь говорим, имеет гораздо более широкое применение — речь о монетизации новостей, которые скопипиздили», — заявила Сью Кросс, главный вице-президент Associated Press по глобальным новым медиа и медиа-рынкам, в интервью для сайта paidContent.org. — «Никто не пытается остановить трафик в Интернете». Однако новостные компании активно ищут пути, чтобы заработать на этом трафике.

По плану, разработанному Консорциумом Честного Распространения, Attributor будет указывать рекламным сетям на сайты, публикующие незаконно скопированный контент медийных компаний и размещающие рекламные блоки данных рекламных сетей. После уведомления предполагается, что рекламная сеть будет отдавать владельцам контента некоторую часть от той выручки, которую сейчас полностью получает сайт, размещающий рекламный блок данной сети. Рекламные сети будут вынуждены сотрудничать, поскольку на них также распространяется Закон об Авторском Праве в Цифровую Эпоху (Digital Millennium Copyright Act), согласно которому издатели обязаны удалять со своих сайтов охраняемый авторским правом контент по запросу правообладателя.

Какие выводы можно сделать из всего этого:

1. Будет нанесен серьезный удар по мелким полулегальным новостным сайтам, у которых заметно упадет выручка. Часть из них закроется. Однако, поскольку медийным компаниям будет невыгодно уничтожать паразитирующие на них сайты, дело двинется в сторону компромиссных договоренностей о разделе выручки и буму новых трехсторонних партнерских программ. За новостными сайтами через некоторое время последуют и тематические информационные сайты, также публикующие контент с нарушением авторских прав (в том числе так называемый user-generated content). Наибольшим препятствием на пути этого процесса встанет Facebook и другие социальные сервисы.

2. За счет перехода медийных компаний к новым бизнес-моделям, в которых на равных будут стоять доходы от рекламы на собственных сайтах, доходы от рекламы на партнерских сайтах, доходы от пользовательской подписки и микроплатежей, доходы от продажи товаров и т.д., просмотр страниц, как основная сущность в нынешней медийной интернет-аналитике, утратит свою значимость. Произойдет новый виток развития систем интернет-аналитики, которые будут строиться вокруг дистрибуции контента и cash-flow.

До Рунета этот процесс докатиться нескоро.