Мобильная стратегия Google

Говоря про стратегию продукта так же, как и про стратегию компании, важно понимать масштаб сроков, на которые эта стратегия (должна быть) рассчитана. Показательный пример — мобильная стратегия Google.

Первое проявление стратегии Гугла в мобильном пространстве произошло в июле 2005 года, когда Гугл купил Android Inc. — малоизвестную компанию, разрабатывающую некий софт для мобильных девайсов. Это было 6 лет назад! Чтобы представить, как давно это было, достаточно вспомнить, что как раз 6 лет назад появился Techcrunch, а уж он-то, кажется, существовал всегда.

Если в середине 2005 года Гугл начал проявлять свою мобильную стратегию, то разработка самой стратегии велась еще как минимум за полгода-год до этого. То есть сейчас идет 7-й год реализации мобильной стратегии Гугла, и, судя по тому, что доходы от всего связанного с Android’ом пока еще малы в общей выручке Гугла, реализация стратегии еще далека от своего пика. Таким образом, получается, что общий срок, на который рассчитана мобильная стратегия Гугла составляет не менее 20 лет — срок, который в принципе сложно себе представить.

Что еще интереснее, так это в какой рыночной ситуации Гугл разрабатывал свою стратегию.

Во-первых, в 2004 году у Гугла фактически не было ничего мобильного — ну, кроме некоторой аудитории, которая гуглила с мобильников.

Во-вторых, половину рынка мобильных девайсов удерживали Nokia и Motorola, и их доля росла (с 2004 года по 2006 год совокупная мировая доля Нокии и Моторолы выросла примерно с 45% до 55%). BlackBerry уже существовал, но ни iPhone, который появится только через два года после покупки Android Inc., ни собственных девайсов от HTC еще не существовало в природе.

Рынок смартфонов был фактически сфокусирован на бизнес-пользователях — основные функции почта, месседжинг и офисные приложения. Характерный представитель этого класса устройств, появившийся в конце 2004 года — Nokia 9300 — здоровенная байда с qwerty-клавиатурой и двумя дисплеями за $800 (с учетом инфляции это дороже, чем топовый iPhone4 сейчас). В начале 2005 года Нокиа запускает линейку «мультимедийных компьютеров» N-серии — тоже недешевых (флагманский N90 в России стоил больше $1000).

У Motorola в это время вышел чрезвычайно успешный RAZR ($700 — примерно как iPhone сейчас) и последовавшие за ним SLVR (у меня такой был), PEBL и ROKR — устройства с фокусом на внешний дизайн и простые (по нынешним меркам) мультимедийные функции.

Надо сказать, что Нокиа в это время была богата на инновации. В конце 2004 года появилась Nokia NFC shell — насадка на корпус телефона Nokia 3220, позволяющая использовать NFC. Чуть позже Nokia выпустила и пилотный проект для использования NFC для платежей и на транспорте.

То есть ситуация на момент разработки стратегии в корне отличалась от сегодняшней, когда Андроид занимает свою долю рынка. Насколько точно тогда представляли менеджеры Гугла наше настоящее, в котором будет жить их продукт — вот вопрос.