Про ядро, лояльность и частоту посещения

Не знаю, откуда точно появилось понятие «ядра» применительно к аудитории сайта, но единственный счетчик, в интерфейсе которого я видел «ядро» — это Спайлог. Вероятно, будучи в свое время очень популярными, они и ввели «ядро» в речь интернет-деятелей. До сих пор слышу иногда что-то типа «да, трафик упал, но ядро-то выросло» или «ну, да, трафик у них большой, но ядро вообще никакое». Обычно люди понимают под «ядром» некую лояльную аудиторию сайта, которая часто и регулярно посещает сайт.

Мой главный тезис относительно этого понятия звучит так:

Понятие «ядра» в том виде, в котором его определяет Спайлог, а именно «пользователи, регулярно, в среднем не реже раза в неделю, посещающих сайт» — бессмысленный bullshit. Лояльность не означает высокую частоту посещения. И наоборот.

Объясню свое мнение несколькими примерами.

Пример 1. Возьмем любой интернет-портал, например, Kinopoisk.ru. Пользователи посещают его, чтобы удовлетворить определенную потребность — получить некоторую информацию о фильмах. Потребность, которая приводит пользователя к посещению сайта возникает с некоторой частотой. Для разных пользователей эта частота разная. Кто-то каждый вечер смотрит новые фильмы, кто-то смотрит только по выходным, а еще кто-то — редко ходит в кино и только на особо значимые премьеры. И те, и другие, и третьи могут быть очень лояльными сайту Kinopoisk.ru — они будут заходить на сайт каждый раз, когда у них возникает соответствующая информационная потребность — но для описанных трех групп пользователей частота посещения может различаться в разы. То есть лояльность у пользователей одинаковая, а частота посещения разная. Обратное тоже возможно. Лояльный пользователь, у которого потребность в информации и сервисах Kinopoisk.ru по естественным причинам возникает редко — допустим, раз в месяц — будет иметь частоту посещения, равную 1 посещению в месяц. Такая же частота будет у случайного нелояльного посетителя, попавшего на сайт через поисковик, хотя лояльность к сайту у этих двух пользователей существенно различается.

Пример 2. Возьмем любой интернет-магазин, например, Ozon.ru. Для совершения покупки пользователю необходимо зайти на сайт один или несколько раз в течение небольшого промежутка времени. Типичный сценарий — сначала зайти узнать, есть ли нужный товар, потом подумать, поискать альтернативы, затем зайти еще раз и купить. Или, тоже типичный сценарий — зайти на сайт в первый раз и купить сразу товар. Для совершения покупки не нужно ходить на сайт с определенной регулярностью в течение некоторого времени. И даже наоборот, если пользователь ходит на сайт интернет-магазина регулярно, то, скорее всего, он не покупать сюда пришел. Таким образом, для бизнес-модели электронной коммерции высокая частота посещения просто бесполезна.

Выводы:

1. Практическая ценность спайлоговского понятия «ядра» не больше, чем у понятия «пользователи, просматривающие от 6 до 8 страниц по вторникам». Для каких-то узких задач оно может быть полезно, но общего практического применения не имеет.

2. Не пользуйтесь словом «ядро», когда говорите о лояльной аудитории. Наиболее близким к лояльной аудитории термином является прямой трафик — это пользователи, которые приходят на сайт, напрямую вбивая его адрес в браузере или выбирая его из закладок и хистори своего браузера.