Развитие Интернета в России

Есть ощущение, что развитие Интернета в России сейчас переходит в новую интересную фазу. С одной стороны, заканчивается период взрывного роста — как аудитории, так и денег, которые тем или иным образом крутятся в Интернете. С другой стороны, за время своего роста Интернет успел сформировать внутри себя несколько рынков, привлечь огромное количество людей, которые здесь зарабатывают деньги и самое главное привыкли к тому, что деньги эти зарабатываются легко. Эти два фактора столкнутся совсем скоро. Если бы не кризис, все было бы хорошо еще пару лет, а в текущих условиях коса найдет на камень уже скоро.

Понятно, что это будет означать — заметное повышение цены входа для новых проектов и такое же заметное повышение цены ошибки неправильных (а точнее неоптимальных) решений. Все ниши уже заняты, для роста требуются серьезные затраты, халява кончилась. Что делать?

Развитие Интернета в России

Некоторое время назад я заинтересовался, почему в России в отличие от США и стран Европы практически не используются профессиональные системы веб-аналитики. Самые популярные сейчас — системы компаний Omniture и WebTrends — стоят у большинства крупных коммерческих сайтов на западе. В России же Omniture используется только на сайте ozon.ru, а WebTrends — на российских версиях международных сайтов типа ikea.com и microsoft.com. Для справки, профессиональная система веб-аналитики — это что-то типа стандартного счетчика посещаемости сайтов, только более продвинутая, с большим количеством настраиваемых функций и… очень дорогая. К примеру, для сайтов масштаба afisha.ru такие системы стоят $100-200 тыс. в год. В контексте бурного роста Рунета в последние годы становится понятно, почему такие системы у нас не популярны. Зачем российской компании тратить большие деньги на покупку такой системы, если выручка и без всякой аналитики растет на 50-100% в год? Для западных компаний, работающих на более зрелых и медленно растущих интернет-рынках, инвестиции в аналитику кажутся более очевидными.

Я надеюсь, что аналитика окажет заметную помощь интернет-бизнесу в России. Конечно, в период антикризисных урезаний бюджетов было бы наивно ожидать появление у компаний бюджетов на профессиональный софт, но, может быть, люди хотя бы научатся пользоваться бесплатным Google Analytics?