История mail.ru начинается с 1998 года, когда на рынке уже работало сразу несколько поисковых систем большого масштаба (Яндекс, Рамблер). За работу взялись программисты – сотрудники Data Art из Санкт-Петербурга. Предполагалось создать почтовый сервер, который впоследствии будет продан зарубежным компаниям.
Для проверки своего детища создатели предоставили его в пользование российским клиентам. Неожиданно соотечественники охотно откликнулись на предложение, начали регистрироваться в системе и использовать mail.ru для коммуникаций.
В дальнейшем развитии сыграли роль две фирмы:
1. Появилась компания Port.ru, она отделилась из Data Art Enterprises Inc. Независимая организация вела разработку порталов, базирующихся на различных сервисах.
2. С 1999 на рынок выходит Net Bridge, продемонстрировавшая возможность создания западных аналогов программного обеспечения под нужды российского пользователя.
Несколько лет ушло на объединение этих двух организаций, которые сохранили название «Порт». В результате была создана крупнейшая компания на российском рынке того времени, объединившая наибольшую аудиторию среди прочих холдингов.
Еще до слияния разработчики занялись созданием и раскруткой интернет-порталов матричного типа. Помимо «Почты» появились сервисы для прослушивания музыки, поиска работы и сотрудников, общения, продаж (Мьюзик.ру, Работа.ру, Талк.ру, Торг.ру). За 2 года работы (до наступления нового тысячелетия) удалось привлечь более миллиона пользователей к проектам компании, что смело можно назвать успехом!
Собственно, «Почта»
Порт.ру превратился в Мэйл.ру после ребрендинга, который предприняло руководство в 2001 году. В последующие годы ресурс развивался многообещающими темпами: с 2000 по 2004 число пользователей увеличилось с миллиона до 20-ти!
В 2002 было решено расширить перечень доменов почтового сервиса, появились различные варианты:
- @inbox;
- @bk;
- @list.
С 2003 года функционал портала существенно расширился, появилась возможность использовать собственный поисковик. Изначально он не мог искать изображения, но это нововведение было внедрено менее чем за год.
Наибольший прорыв функциональности наметился в том же 2003. Тогда компания заинтересовалась пользователями ICQ, которых было решено завоевать при помощи «Агента». Это сработало, что позволило мессенджеру стать популярнейшим в России тех лет. Сейчас приложение позволяет обмениваться сообщениями, звонить с видео, создавать конференции и использовать одновременно любое необходимое количество аккаунтов.
В следующем году поисковик был совмещен с Лист.Майл.ру и был снят лимит на вместимость почты.
Отдельное внимание уделялось и уделяется безопасности, борьбе со спамом. Для эффективного решения подобных задач руководство организации сотрудничает с «Диалогом Науки», «Лабораторией Касперского». Правда из-за борьбы со спамом, mail.ru даже сейчас отличается сложностью доставки легальной электронной почты на почтовые ящики пользователей сервиса.
В дальнейшем mail.ru стал все больше и больше превращаться в медиа портал, понемногу утрачивая собственный поиск. В итоге сейчас mail.ru собственный поиск утратил полностью, его место заняли поисковые технологии Яндекса. При этом портал до сих пор остается крайне популярным в России и странах ближнего зарубежья.