Технологии в области обмена данными и коммуникации активно проникают в обычную жизнь и бизнес жителей Казахстана. Незаменимым средством для этого являются поисковые системы – специальные программы и сервисы, которые осуществляют поиск ответов на введенные запросы пользователей. Но поисковики нужны не только посетителям сайтов, но и их владельцам, поскольку они используют их для продвижения своих рабочих проектов.
Одной из основных задач подобных сайтов Казахстана является сбор и поиск конкретной информации, а также ее кластеризация. Интернетом в стране пользуются более 70% населения, основной возраст которых составляет от 12 до 54 лет. Основные цели, для чего они используют поисковые системы самые разные:
- проверить почту, ответить на письма;
- совершить покупки он-лайн;
- посетить новостные каналы и найти нужную информацию;
- посмотреть фильмы;
- прослушать и скачать аудиофайлы.
Наиболее популярным поисковиком среди жителей Казахстана является Google. Это обусловлено преимущественно тем, что он предустановлен в планшетах, смартфонах, ПК. К тому же, создав аккаунт в Google, можно получить доступ ко многим сервисам сразу – Youtube, Google Docs, Почте и др. На рынке интернета в Казахстане Google занимает более 80%. Но при этом, следует учитывать, что эта поисковая система не является монополистом, т. к. другие также пользуются спросом, хотя и в гораздо меньшей степени. Второе место занимает Яндекс с долей 11-13%, а на третьем находится Mail.ru, доля которого около 3-4%. На остальные поисковые системы: Rambler, Bing и Yahoo приходится около 0,1%. А kaz.kz, который является национальным поисковиком, перестал активно развиваться еще в 2012 г.
Интересен тот факт, что население Казахстана использует, в основном, не локальные версии поисковых систем (google.kz, yandex.kz и т. п.), а международные (google.com, yandex.ru). Это обусловлено тем, что жителей, владеющих «чистым» русским языком больше, чем количество жителей, которые владеют казахским. Многие делают и продвигают проекты, в основном, на русском языке, без дублирования на казахском.
Помимо этого, были попытки в стране создать такие системы поиска, как ai.zu, poisk.kz, tabu.kz и т. д. Но ситуация осложнена тем, что качественной выдачи информации никто из них не дает. К тому же, располагаются они на простых виртуальных хостингах. Поэтому количество сайтов на казахском очень мало. Если поисковик в стране будет создан, то искать информацию он будет по другим сайтам, основная часть которых – государственные ресурсы. В связи с этим, жители страны используют международные сервисы поиска информации, т. к. они выдают хорошие результаты и качественно разработаны. Поисковые системы, которые будут являться только национальными, к масштабному и полноценному внедрению еще не готовы. Для того чтобы «ухватить» свою часть поискового трафика приходится запросы и тексты на казахском дублировать также на английском и русском, а это неэффективно и очень накладно.
В связи с изложенным, развитие национальной поисковой системы и своего сегмента на рынке интернета – является приоритетной задачей правительства страны. А пока приходится пользоваться имеющимся.